+7 922 186 88 66

advokat.b74@gmail.com

Часы приема:

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)

620075, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 52, оф. 209

РЕАБИЛИТАЦИЯ НАЦИЗМА ИЛИ ШКОЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ?

5 Декабря 2017

19 ноября 2017 г. в Центральном траурном митинге в Бундестаге состоялось ставшее в миг известным выступление школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко.

После выступления школьника, российское общество раскололось на два лагеря: 1) первые считают, что мальчик умышленно и/или с согласия учителей и родителей исказил историческую правду о роли нацистской Германии и СССР во Второй мировой войне, за что должен понести наказание; 2) вторые полагают, что школьник, в результате сокращения организаторами времени выступления просто не смог правильно сориентироваться и выразить свои мысли, в результате чего получился обсуждаемый текст.

В Адвокатское бюро «Бельянский и партнеры» Свердловской области поступают обращения граждан, которые интересуются вопросами: «Имеются ли в действиях школьника признаки преступления?», «Может ли школьник понести уголовное наказание?».

На вопросы отвечает адвокат Адвокатского бюро «Бельянский и партнеры» Свердловской области Евгения Евгеньевна Мелюханова, занимающаяся уголовно-правовой практикой:

«В Уголовном кодексе Российской Федерации присутствует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 354.1 УК РФ, именуемый как «Реабилитация нацизма». Для того, чтобы лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности по обозначенной статье, такому лицу необходимо публично отрицать факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси и/ или публично одобрить преступления, установленные указанным приговором и/или публично распространить заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Полагаю, что в данном случае говорить о том, что школьник должен быть наказан в уголовно-правовом порядке преждевременно, даже о возбуждении уголовного дела не было и речи. В целом, в таких делах решающее значение имеют результаты лингвистической (либо комплексной психолого-лингвистической) экспертизы, проводимой квалифицированными в соответствующих областях знаний экспертами. В рассматриваемом случае, негодование у людей вызывали конкретные фразы, например, говоря о могилах немецких солдат вблизи города Копейска, школьник высказывается о них, как о «невинно погибших людях (курсив мой – Е.М.), среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». От смысла, который имел в виду мальчик, может зависеть квалификация преступления. Экспертам, в случае возбуждения уголовного дела, предстоит выяснить подлинный смысл высказываний Николая. Так, если мальчик имел в виду, что немцы или руководство нацистской Германии не были виноваты в развязывании агрессивной войны и, напротив, во всем виноват СССР (руководство СССР), то такие выводы, разумеется, противоречат приговору Международного военного трибунала, которым 19 главных немецких преступников руководящего состава были осуждены. Если же, к примеру, Николай Д. имел в виду, что некоторые рядовые немецкие солдаты не были виноваты, поскольку не желали воевать и не принимали участия в военных действиях, однако находились в армии под принуждением командования, то высказыванию Николая придается совершенно иной смысл, исключающий уголовную ответственность. В настоящее время уголовные дела, предусмотренные ч. 1 ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма») возбуждаются редко. Состав данного преступления сформулирован законодателем с точки зрения законодательной техники не самым лучшим образом, поэтому с позиций доказывания виновности в совершении этого преступления правоприменителю пришлось бы не просто. В любом случае, все сомнения в виновности должны трактоваться в пользу обвиняемого. Надеемся, что со школьником все будет в порядке и дело ограничится дополнительными уроками по истории».

Материал подготовлен: Адвокатом Адвокатского бюро «Бельянский и партнеры» Свердловской области Е.Е. Мелюхановой, помощником адвоката В.Ц. Идамжаповым.

05.12.2017 г.